AAAAA A A А x

Войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 03 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», на войска национальной гвардии возлагается выполнение широкого спектра задач, одной из которых является осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК), а так же за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделениями ведомственной охраны (далее – подразделения охраны).

Приказом Директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации генерала армии В.В. Золотова от 30 сентября 2016 года № 166 «Вопросы Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан»  утверждено Положение об Управлении ФСВНГ Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее – Управление). Указанным Положением определены полномочия и организация деятельности Управления, кроме того   определены задачи, в том числе задача по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК и  подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны на территории Республики Башкортостан.

Вышеуказанные задачи на территории Республики Башкортостан реализуются сотрудниками отдела государственного контроля Управления Росгвардии по Республике Башкортостан (далее — ОГК), путем проведения плановых и внеплановых, выездных и документарных проверок и направления предостережений в адрес руководителей подконтрольных субъектов. 

Проведение данных мероприятий в отношении подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июня 2018 года  № 660 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», приказа ФСВНГ РФ от 21 декабря 2018 года № 651 «Об утверждении Административного регламента ФСВНГ Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны», а так же на основании согласованного с Генеральной прокуратурой Российской Федерации Сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на соответствующий календарный год.

При проведении проверок подразделений охраны сотрудниками ОГК проверяется соблюдение обязательных требований законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регламентирующих организацию и осуществление охранной деятельности соответствующим подразделением.

По состоянию на 01 декабря 2019 года на территории Республики Башкортостан для обеспечения охраны объектов различной формы собственности осуществляют свою деятельность 11 подразделений ведомственной охраны и 6 подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами.

В текущем году были проведены плановые документарные и выездные проверки в отношении 4 подразделений ведомственной охраны и 1 подразделения охраны с особыми уставными задачами. При этом было выявлено 31 нарушение. Сравнительный анализ количества выявленных нарушений текущего года с нарушениями, выявленными в прошлом году, свидетельствует об увеличении допускаемых нарушений подразделениями охраны, а также их схожести (аналогичности). Так, наиболее характерными нарушениями являются:

- нарушение абзацев 6 и 8 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 13.12.1996 г. №150-ФЗ «Об оружии», в части выдачи оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами, не прошедшим соответствующую подготовку, а так же периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия; замещение лицами в организациях с особыми уставными задачами должностей, связанных с учетом, хранением, выдачей или использованием огнестрельного оружия, боеприпасов и патронов к огнестрельному оружию, в отношении которых не обеспечено принятие ограничительных мер, предусмотренных действующим законодательством;

- нарушение подпунктов «т» и «у» статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.1998 г. № 128 «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» и абзаца 8 статьи  6 Федерального закона Российской Федерации от 14.04.1999 г. № 77 «О ведомственной охране», в части не прохождения работниками подразделений охраны обязательной государственной дактилоскопической регистрации;

- нарушение требований пункта 8.2. приказа МВД России от 29.06.2012 г. № 647 «Об утверждении положения о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств» и абзаца 3 статьи 6 Федерального закона «О ведомственной охране» от 14.04.199 г. № 77,  в части несвоевременного прохождения работниками подразделений охраны периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств;

- нарушение пункта 143 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 г. № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. №814» (далее - Инструкция), в части выдачи оружия и патронов лицом, ответственным за хранение оружия и патронов, работникам организации или учреждения без внесения соответствующих записей в книгу приема и выдачи оружия;

- нарушение пункта 146 Инструкции, в части не проведения ежеквартальных сверок соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным;

- нарушение абзаца 2 пункта 149 Инструкции, в части изменения состава инвентаризационной комиссии до окончания срока действия работы комиссии, без издания соответствующего приказа о замене членов инвентаризационной комиссии.

Вместе с тем, при проведении в текущем году плановой проверки одного из подразделений ведомственной охраны зафиксировано отсутствие каких-либо нарушений обязательных требований, что свидетельствует о качественной работе указанного подразделения, как в период подготовки к плановой проверки, так и в организации работы в повседневной деятельности.

Так же в текущем году, в соответствии с поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации была проведена внеплановая проверка одного из подразделений охраны юридического лица с особыми уставными задачами, в рамках которой было выявлено 3 нарушения в организации деятельности соответствующего подразделения. При этом, в период проведения проверки, со стороны подразделения юридического лица с особыми уставными задачами не были представлены запрашиваемые документы для проверки законности использования выданного во временное пользование боевого ручного стрелкового оружия, что повлекло за собой невозможность осуществления в полном объеме проверочных мероприятий. В отношении должностного лица данного подразделения был составлен административный протокол за нарушение части 2 статьи 19.4 прим 1 КоАП РФ «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица  государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля», в следствии чего должностное лицо постановлением мирового судьи привлечено к административной ответственности — штрафу.

В вопросах осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК сотрудники ОГК руководствуются требованиями и положениями Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», Постановления Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 года № 1067 «Об утверждении Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и Приказа ФСВНГ РФ от 03.10.2017 г. № 418 «Об утверждении Административного регламента исполнения ФСВНГ РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК», а так же соответствующих ежегодных планов проверки объектов топливно-энергетического комплекса.

В 2019 году проведены плановые проверки в отношении 35 объектов ТЭК республики. При этом было выявлено 353 нарушения, в т. ч. 341 по инженерно-техническим средствам охраны. При этом следует отметить, что за прошедший год на проверенных объектах ТЭК было устранено 94 нарушения или 26,6 % от выявленных нарушений, т. е. можно сделать вывод об определенной положительной динамике в работе субъектов ТЭК по устранению нарушений обязательных требований.

Вместе с тем, в соответствии с положениями подпункта «б» пункта 53 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1067, в отношении 6 должностных лиц проверенных субъектов ТЭК, по результатам проведенных проверок были составлены административные протоколы за нарушения, предусмотренные ст. 20.30 КоАП РФ.

Так же, в анализируемый период времени, на основании поступившей из Федерального органа исполнительной власти информации и в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания, были проведены 3 внеплановые проверки, в ходе которых также были выявлены нарушения обязательных требований, образующих состав административных правонарушений предусмотренных ч.1 ст.19.5 и ст. 20.30 КоАП РФ.

Таким образом, можно сделать вывод о наличии следующих характерных нарушений, имеющих место на большинстве проверенных объектов ТЭК:

- не проведение актуализации паспортов безопасности объектов ТЭК, в связи с изменением компонентов охраны;

- отсутствие нижнего дополнительного ограждения по периметру объекта;

- отсутствие системы охранной сигнализации на объекте;

- отсутствие либо несоответствие системы охранной телевизионной, требованиям по обеспечению безопасности объектов ТЭК;

- отсутствие либо несоответствие системы охранного освещения требованиям по обеспечению безопасности объектов ТЭК;

- отсутствие внешнего предупредительного ограждения и запретной зоны по периметру объекта;

- отсутствие на объектах защитных металлических оконных конструкций для уязвимых мест, а также защитного остекления;

- отсутствие на автотранспортных и совмещенных контрольно-пропускных пунктах средств досмотра (обнаружения) взрывчатых веществ;

- отсутствие на досмотровых площадках контрольно-пропускных пунктов для автомобильного транспорта ограждения места несения службы, колесоотбоев.

Однако, нельзя не отметить и тот факт, что при проведении проверочных мероприятий на двух объектах ТЭК нарушений обязательных требований не допущено, что однозначно свидетельствует о реальности выполнения всех требований по обеспечению безопасности объектов ТЭК, комплексном подходе должностных лиц объектов к реализации мероприятий, направленных на улучшение системы физической защиты объектов ТЭК.